3. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие

3.1 Введение

Деятельность «Сахалин Энерджи» в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) направлена на реализацию корпоративной стратегии укрепления общественного положения и имиджа компании и осуществления ее хозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития и с этическими нормами ведения бизнеса. КСО составляет неотъемлемую часть производственно-хозяйственной деятельности и стратегических планов развития «Сахалин Энерджи».

Корпоративное управление в компании благодаря высокой степени прозрачности и активному взаимодействию с заинтересованными сторонами постепенно трансформировалось в управление компанией как открытой системой. Компания наладила систему учета и контроля внутренних и внешних факторов воздействия и влияния как производственного, финансового, технологического, так и социального и экологического характера, что позволяет ей минимизировать риски всех видов в целях укрепления корпоративной устойчивости (см. раздел 5.6 «Система управления рисками»).

В 2017 году «Сахалин Энерджи» второй год подряд входила в число лидеров индексов «Вектор устойчивого развития» и «Ответственность и открытость», которые составляются РСПП с 2014 года для независимой оценки компаний в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности.

В рамках индекса «Ответственность и открытость» оценивается ситуация в сфере раскрытия информации в ключевых направлениях деятельности, анализируются 70 индикаторов, характеризующих ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные показатели деятельности и аспекты управления. «Вектор устойчивого развития» — индекс динамики результативности, позволяющий выявлять лидеров среди крупнейших компаний, лучших по критерию открытости и одновременно демонстрирующих в целом позитивную динамику в области устойчивого развития.

3.2 Система КСО «Сахалин Энерджи»

Корпоративная социальная ответственность распространяется на всю деятельность «Сахалин Энерджи». Управление вопросами КСО основано на миссии, видении и ценностях компании. Практические аспекты отражены и утверждены в целом ряде корпоративных документов (см. раздел 5 «Корпоративное управление»), среди которых:

  • Кодекс деловой этики, включая Положение об общих принципах деятельности
  • Политика устойчивого развития
  • Политика по правам человека
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности.

Система управления КСО «Сахалин Энерджи»

  • Кодекс деловой этики, включая Положение
    об общих принципах деятельности
  • Политика устойчивого развития
  • Политика по правам человека
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда,
    здоровья, окружающей среды и социальной
    деятельности
  • Определение стандартов: российские нормы
    и международные стандарты
  • Оценка рисков и воздействия
  • План действий в сфере охраны труда, здоровья,
    окружающей среды и социальной деятельности
    (HSESAP)
  • Стандарты ОТОС и социальной деятельности
  • Планы ОТОС и социальной деятельности
  • Мониторинг
  • Аудит и проверки
  • Отчетность
  • Отслеживание через автоматизированную систему
    отслеживания и контроля Fountain
  • Исследование общественного мнения

    Механизмы реализации согласно:

  • Плану проведения информационных кампаний
    и консультаций с общественностью
  • Процедуре рассмотрения жалоб
  • Планам ОТОС и социальной деятельности

Существенную часть требований и принципов деятельности, зафиксированных в этих документах, компания распространяет на подрядчиков, что соответствует стандартам GRI, которые вступят в действие в июле 2018 года. Помимо включения в договоры специальных положений и дополнительных требований, в т. ч. результатов оценок воздействия на окружающую среду, здоровье и социальную сферу (см. раздел 3.5.2 «Оценка воздействия»), компания организует курсы и семинары для более эффективного внедрения деловой этики, социальных и экологических принципов в практику подрядчиков и для обеспечения действенного контроля их соблюдения (см. раздел 7.4 «Управление материально-техническим снабжением и подрядными работами»).

Оценка направлений и показателей КСО регулярно проводится уполномоченным персоналом и высшим руководством компании в рамках системы внутреннего контроля и аудита, а также кредиторами, их консультантами и внешними сертифицирующими органами и др. путем осуществления внешней профессиональной экспертизы. Помимо этого, оценка формируется при взаимодействии с заинтересованными сторонами в ходе:

  • общественных консультаций;
  • семинаров и тематических встреч;
  • опросов;
  • консультаций в информационных центрах, созданных компанией в населенных пунктах вдоль транссахалинской трубопроводной системы или находящихся в непосредственной близости от других объектов «Сахалин Энерджи»;
  • рассмотрения жалоб и обращений и пр.

Подробную информацию о механизмах взаимодействия с различными заинтересованными сторонами см. в разделе 6 «Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами».

3.3 Стандарты деятельности

Российские компании относят к КСО свои производственно-экономические, социальные и экологические мероприятия, предусмотренные законодательством, а также совокупность дополнительных программ и обязательств перед персоналом и обществом. Результаты отражаются в различной нефинансовой отчетности о деятельности. Ряд компаний принимает дополнительные обязательства сверх законодательного минимума в соответствии с собственными стратегическими и региональными приоритетами и корпоративной культурой. К числу таких компаний относится и «Сахалин Энерджи», которая ведет деятельность в соответствии с международными стандартами в области КСО.

В мире существует множество организаций и стандартов в области экологической и социальной ответственности. Ведущими среди них являются Глобальный договор ООН, Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития (GRI), Директива по раскрытию нефинансовой информации Совета Европы, стандарты Международной финансовой корпорации, стандарты ISO и ряд других.

В 2009 году «Сахалин Энерджи» присоединилась к Глобальному договору ООН, обязуясь последовательно и неукоснительно соблюдать его принципы в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. В 2011 году «Сахалин Энерджи» стала первой (и в конце 2017 года оставалась единственной из 43 членов) российской компанией, которая участвует в платформе устойчивого корпоративного лидерства — Global Compact LEAD, созданной в рамках Глобального договора ООН. Программа LEAD предусматривает реализацию компаниями-лидерами определенного набора мероприятий в сферах экологии, социальной сферы и корпоративного управления, а также создание новых стандартов корпоративной социальной ответственности. С 2018 года Глобальный договор ООН будет осуществлять Программу LEAD с новыми критериями, и компания в соответствии с ними продолжит свое участие, в том числе в платформах действий «Отчетность в отношении ЦУР» и «Ответственность в области глобальной цепочки поставок» (см. разделы 3.4.2 «Цели в области устойчивого развития ООН» и 9.4.1 «Права человека: принципы и система управления»).

Среди международных стандартов, применяемых «Сахалин Энерджи», основными являются:

— стандарты ISO (экологический менеджмент, управление качеством, охрана труда и здоровья, социальная ответственность);

— стандарты и директивы Европейского союза и Организации Объединенных Наций (окружающая среда, права человека,     коренные народы и др.);

— стандарты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (системы управления, оценка рисков и воздействия,     биоразнообразие, здоровье населения, культурное наследие, коренные народы, недобровольное переселение,     взаимодействие с заинтересованными сторонами, механизмы рассмотрения жалоб и пр.);

— стандарты GRI (нефинансовая отчетность, взаимодействие с заинтересованными сторонами).


В 2017 году компания разработала корпоративную Процедуру самооценки применения стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» с учетом опыта двух самооценок, завершенных в 2012 и 2016 годах, а также Рекомендаций для компаний по проведению самооценки организации деятельности компании в соответствии с принципами социальной ответственности на основе положений международного стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», изданными Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2011 году. Процедура распространяется на работников всех подразделений компании, вовлеченных в процесс самооценки, и определяет сферы ответственности, процесс проведения самооценки, методологию, определение границ самооценки и другое.

Самооценки 2012 и 2016 годов показали, что компания применяет принципы и положения этого стандарта в полном объеме. Заявления по результатам самооценок, а также брошюра, в которой представлен обзор стандарта ISO 26000:2010, этапов проведения самооценки его применения, включая опыт «Сахалин Энерджи», опубликованы на интернет-сайте компании (www.sakhalinenergy.ru).

3.4 Политика устойчивого развития 3.4.1 Основные положения политики устойчивого развития

С момента создания и начала деятельности «Сахалин Энерджи» претворяет в жизнь Политику устойчивого развития, внедряя соответствующие принципы в стратегию хозяйственной деятельности, планы и процессы компании.

В соответствии с общепризнанным определением ООН, устойчивое развитие ставит целью «удовлетворять потребности ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Компания «Сахалин Энерджи» в своей практике опирается на это определение. Такой подход предполагает и обеспечивает экономическую эффективность, экологическую безопасность, социальную справедливость, этичное поведение корпорации и ее сотрудников наряду с общим снижением воздействия человека на экосферу. Положительные результаты в этих областях достигаются путем постоянного, открытого, конструктивного и планомерного взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.

В 2017 г. «Сахалин Энерджи» последовательно реализовывала положения Политики устойчивого развития — публичного стратегического документа, утвержденного комитетом исполнительных директоров в 2003 г. (в последнюю редакцию документа в 2016 г. включено обязательство компании в отношении Целей в области устойчивого развития ООН, см. раздел 3.4.2 «Цели в области устойчивого развития ООН»). Политика декларирует принципы, направления и обязательства компании в области устойчивого развития.

Основные положения Политики устойчивого развития компании:

  • «Сахалин Энерджи» ведет хозяйственную деятельность с максимальной ответственностью и эффективностью, обеспечивая максимальные выгоды Российской Федерации, Сахалинской области и акционерам компании;
  • «Сахалин Энерджи» вносит вклад в решение существующих сегодня и в предупреждение возможных в будущем социальных проблем Сахалина, сохраняя баланс между экономическим развитием, охраной окружающей среды и социальной ответственностью и учитывая культурное многообразие;
  • «Сахалин Энерджи» сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами при поиске путей содействия полноценному и долгосрочному экономическому, экологическому и социальному развитию Сахалинской области.

Для соблюдения этих принципов «Сахалин Энерджи» принимает следующие обязательства об устойчивом развитии:

  • включать принципы устойчивого развития в планы, процедуры и процессы хозяйственной деятельности;
  • обеспечивать соблюдение корпоративных Обязательств и политики в сфере ОТОСБ и социальной деятельности и стандартов, оговоренных в системах управления и Плане действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • предоставлять заинтересованным сторонам полную информацию и взаимодействовать с ними в вопросах эффективности устойчивого развития и организации обратной связи;
  • разрабатывать и реализовывать программы и проекты социальных инвестиций и устойчивого развития, связанных со стратегией компании и ее приоритетами, применять четкие процедуры и меры контроля;
  • уделять особое внимание развитию стратегических партнерских отношений с внешними заинтересованными сторонами;
  • ежегодно предоставлять нефинансовую отчетность в соответствии со стандартами и принципами Глобальной инициативы по отчетности (GRI) и с корпоративной Процедурой подготовки отчета об устойчивом развитии;
  • участвовать в Глобальном договоре (ГД) ООН, соблюдать десять его принципов и продвигать их;
  • участвовать в программе Global Compact LEAD в рамках Глобального договора ООН, демонстрируя лидерство в области устойчивого развития.
3.4.2. Цели в области устойчивого развития ООН

В сентябре 2015 г. на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята новая мировая повестка — «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», включающая 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые пришли на смену Целям развития тысячелетия. Одной из особенностей новых Целей стал подход к их достижению: ЦУР адресованы не только правительствам, но и другим участникам процесса устойчивого развития — бизнесу, гражданскому обществу, всем частным лицам. Универсальный характер ЦУР позволяет компаниям принять такой набор Целей, который наилучшим образом отражает их деятельность и существующие программы КСО.

В конце 2015 г. в компании была инициирована работа над изучением ЦУР и определением вклада «Сахалин Энерджи» в их достижение, включая:

  • предварительный анализ ЦУР для соотнесения их задач и индикаторов с кругом приоритетов, целей, направлений деятельности, программ и проектов компании (2015–2016 гг.);
  • принятие обязательства в отношении ЦУР. Обязательство компании содействовать достижению ЦУР включено в корпоративную Политику устойчивого развития: «Сахалин Энерджи» стремится быть лидером в области устойчивого развития с учетом Целей в области устойчивого развития, изложенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (ревизия 2016 г.)
  • определение приоритетов и целей — анализ приоритетов и целей компании и определение наиболее значимых ЦУР с точки зрения их важности в деятельности компании и вклада в их достижение (c 2016 г.);

При определении приоритетов и целей компании в отношении ЦУР существенным условием является вовлечение заинтересованных сторон в процесс обмена идеями о возможных путях достижения компанией ЦУР. С 2016 года соответствующие вопросы включаются в повестку диалогов с внешними заинтересованными сторонами в рамках подготовки отчетов об устойчивом развитии и обсуждений с персоналом компании, с 2017 года — дополнительно в анкеты для заинтересованных сторон по определению содержания отчета об устойчивом развитии. В результате заинтересованные стороны определили как наиболее значимые для компании ЦУР 3, 4, 7, 8, 12, 14 и 15.

  • интеграция обязательств и целей с процессами и практиками компании. Анализ показал, что существующие процессы, программы и практики компании в области устойчивого развития содействуют достижению большинства ЦУР и их задачам (с 2016 г.). В 2017 г. был проведен анализ каждой задачи ЦУР (всего 169 задач) и соответствующих глобальных индикаторов (всего 230 индикаторов) для определения конкретных процессов и практик компании, а также корпоративных индикаторов, соответствующих каждой задаче и каждому глобальному индикатору ЦУР. Анализ показал, что не все задачи ЦУР применимы к деятельности компании или актуальны для нее. Компания продолжит определение задач и показателей (включая собственные) в отношении ЦУР в 2018 г.;
  • публичная отчетность. Компания приняла решение включать информацию о своем вкладе в достижение ЦУР в ежегодные отчеты об устойчивом развитии «Сахалин Энерджи» (начиная с отчета за 2016 г. и далее как минимум до 2030 г.), а также в годовую отчетность компании как участника Глобального договора ООН (сообщение о достигнутом прогрессе).

В 2017 году компания присоединилась к Платформе действий «Отчетность в отношении ЦУР» (Action Platform Reporting on the SDGs), которая была инициирована ГД ООН и Глобальной инициативой по отчетности в области устойчивого развития (GRI) в партнерстве с программой «Принципы ответственного инвестирования» (Principles for Responsible Investment) с целью объединения усилий всех заинтересованных сторон для формирования рамок, принципов и рекомендаций по корпоративной отчетности в отношении ЦУР. При этом инициаторы проекта ориентируются прежде всего на стандарты GRI и требования ГД ООН. В результате компании смогут интегрировать отчетность в отношении ЦУР с существующими формами отчетности.

В вышеописанную работу в отношении ЦУР вовлечены все подразделения компании. В таблице представлены цели и задачи компании с примерами направлений деятельности, проектов, программ или мер, соответствующие конкретным ЦУР. Кроме того, в приложении 1 «Таблица соответствия отчета стандартам GRI» указаны ЦУР, соответствующие отдельным темам/показателям стандартов GRI.

 

Цели и задачи «Сахалин Энерджи», примеры направлений деятельности,
проектов, программ или мер, соответствующие ЦУР
ЦУР Цели и задачи компании Направления, программы, проекты (примеры) Раздел(ы) в отчете и/или другие ссылки



Обеспечение привлекательности и конкурентоспособности компенсационно-социального пакета. Достижение уровня российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта (согласно СРП). Вклад в устойчивое развитие регионов присутствия (Сахалинская область). Эффективное рассмотрение жалоб от заинтересованных сторон с особым вниманием к уязвимым группам. Эффективная и своевременная оценка воздействия на социальную сферу Система оплаты труда и премирования персонала. Система социальных гарантий, льгот и компенсаций. Работа с поставщиками. Программа развития поставщиков. Контракты с местными предприятиями. Финансовые поступления в пользу РФ и Сахалинской области. Модернизация инфраструктуры о. Сахалин. Механизмы рассмотрения жалоб. Меры по управлению социальным воздействием. План действий по перемещению. Практики взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера Сахалинской области (согласно Политике по правам человека, коренные народы относятся к уязвимой группе) 6, 7, 9.1, 9.4, 9.5,
ссылки в приложении 4:

развитие инфраструктуры     Сахалинской области;
брошюра «Переселение:     опыт компании «Сахалин     Энерджи»;

сайт программы «План     содействия развитию     коренных малочисленных     народов Севера     сахалинской области»
«Цель ноль»: без травм, без утечек.
Обеспечение охраны здоровья персонала
Безопасность и охрана труда (меры по обеспечению промышленной безопасности, безопасности дорожного движения, пр.). Охрана здоровья персонала (оценка рисков для здоровья, гигиена труда, организация медицинских осмотров, экстренное медицинское реагирование, программы добровольного медицинского страхования и профилактики заболеваний, пр.). Производственный экологический контроль 9.2, 9.3, 8.1

Удовлетворение потребностей компании в высококвалифицированных кадрах для решения текущих и стратегических задач. Достижение уровня российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта (согласно СРП). Вклад в устойчивое развитие регионов присутствия (Сахалинская область) Мероприятия по развитию и обучению персонала. Работа с поставщиками, Программа развития поставщиков. Контракты с местными предприятиями. Финансовые поступления в пользу РФ и Сахалинской области. Система оплаты труда и премирования персонала. Система социальных гарантий, льгот и компенсаций. Меры по обеспечению безопасности и по охране труда, охране здоровья персонала 7, 9.1, 9.2, 9.3
Соблюдение российского законодательства и соответствие международным стандартам по соблюдению, поддержке и содействию развитию прав человека Обеспечение гендерного равенства и отсутствия дискриминации во всех аспектах трудовых отношений, включая подбор, отбор, наем, оценку, продвижение, обучение, поддержание дисциплины, развитие и обучение, выплату компенсаций и расторжение трудовых договоров 9.1


Внедрение методов эффективного и бережливого производства. Предотвращение загрязнения водных объектов и рациональное использование водных ресурсов. Эффективное использование энергоресурсов Применение газовых турбин, оборудованных устройствами понижения выбросов оксидов азота. Применение системы повышения турбулентности газа, способствующей его сжиганию в бессажевом режиме. Размещение отходов бурения нагнетанием через специальные поглощающие скважины в глубокие горизонты недр, которые имеют необходимые изолирующие пласты. Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности и обеспечению безаварийной работы оборудования. Производственный экологический контроль воздействия на атмосферный воздух, воздействия на водные объекты, обращения с отходами. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Публичная отчетность об устойчивом развитии 2, 4, 8.1

«Цель ноль»: без травм, без утечек Внедрение согласованных программ сохранения биоразнообразия и локального мониторинга. Оценка экологических рисков и воздействия. Внедрение эффективной и устойчивой стратегии управления отходами. Выполнение плана мероприятий по достижению установленных экологических нормативов. Поддержание и совершенствование механизмов реагирования при чрезвычайных ситуациях и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов 8
Соблюдение всех применимых законов и нормативных актов стран, в которых компания ведет деятельность. Предоставление всем заинтересованным сторонам безопасных и конфиденциальных способов выражения обеспокоенности, предъявления жалоб или направления сообщений о фактах несоответствия Наличие общих принципов деятельности, ценностей, норм и стандартов Кодекса деловой этики. Противодействие взяточничеству и коррупции. Механизмы рассмотрения жалоб. Обеспечение безопасности с соблюдением прав человека. Политика конфликта интересов. Практики взаимодействия с заинтересованными сторонами, включая открытые общественные консультации и публичную отчетность об устойчивом развитии 2, 5, 6, 9.4,
ссылка в приложении 4: – брошюра «Права человека: опыт компании «Сахалин Энерджи»

Примечание: так как ЦУР имеют комплексный и неделимый характер, цели и задачи компании с перечислением примеров
представлены одновременно для нескольких ЦУР.


Одним из условий достижения Целей, что выделено также как отдельная Цель 17, является объединение усилий в партнерствах: глобальных, региональных или местных, объединяющих правительства, бизнес и гражданское общество. «Сахалин Энерджи» уделяет особое внимание созданию и реализации долгосрочных стратегических партнерств с участием внешних заинтересованных сторон. Это касается экологических проектов, программ развития персонала, социальных инвестиций и пр. (см. разделы 8.2 «Экологический мониторинг и сохранение биоразнообразия», 9.1 «Персонал: управление и развитие», 9.5 «Социальные инвестиции и вклад в устойчивое развитие территории присутствия»).

 

«Сахалин Энерджи» предпринимает усилия к продвижению ЦУР в бизнес-сообществе. В частности, в 2017 году:

  • компания перевела на русский язык и распространила документ «Руководство для бизнеса: действия в отношении ЦУР», или так называемый Компас ЦУР, который является практическим инструментом и дает ориентиры организации работы по ЦУР для любой организации независимо от отрасли, размера и формы собственности. Компас разработан Глобальной инициативой по отчетности, Глобальным договором ООН и Всемирным Советом предпринимателей по устойчивому развитию (ВСПУР) с учетом результатов консультаций с компаниями, правительственными учреждениями, научными институтами и организациями гражданского общества во всем мире. Текст Руководства на русском языке доступен на сайте компании, на сайтах РСПП и сети Глобального договора ООН в России;
  • компания участвовала в серии мероприятий по вопросам КСО, устойчивого развития, прав человека, взаимодействия с коренными народами, в рамках которых осветила свою деятельность в отношении ЦУР.
3.5 Управление вопросами ОТОС
и социальной деятельности
3.5.1 Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности

Компания взяла на себя обязательство предотвращать потенциальный ущерб от своей деятельности населению и окружающей среде и содействовать устойчивому развитию, которое приносит пользу жителям острова Сахалин и другим основным заинтересованным сторонам. За годы реализации проекта «Сахалин-2» Российская Федерация и Сахалинская область получили многочисленные выгоды, в частности многомиллиардные инвестиции, рост занятости населения, контракты с российскими предприятиями и пр. (см. раздел 7.1 «Значение проекта «Cахалин-2» для Российской Федерации и Сахалинской области»). Осознавая, что проект такого масштаба и сложности может сказаться на окружающей среде и социальной сфере, «Сахалин Энерджи» обязалась системно предотвращать связанные с ним потенциальные проблемы, снижая риски и не допуская негативного воздействия. В своей деятельности компания придерживается принципа устранения опасностей и угроз, уделяя особое внимание превентивному управлению рисками и оценке воздействия (см. раздел 5.6 «Система управления рисками»).





Управление вопросами охраны труда, здоровья и окружающей среды, промышленной безопасности, а также воздействия на социальную сферу является составным элементом корпоративной системы управления и регламентируется рядом основополагающих документов, среди которых:

  • Политика устойчивого развития;
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности;
  • План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • Обязательства в сфере сжигания углеводородов на факеле;
  • Заявление о политике в сфере промышленной безопасности;
  • Положение о системе управления промышленной безопасностью;
  • Положение о производственном экологическом контроле;
  • Политика в сфере непрерывности бизнеса;
  • Руководство по системе управления непрерывностью бизнеса.

Указанные документы приняты комитетом исполнительных директоров, подписаны главным исполнительным директором «Сахалин Энерджи» и доведены до сведения сотрудников и подрядчиков.

Компания применяет системный подход к управлению вопросами ОТОСБ и социальной деятельности, что позволяет непрерывно совершенствовать деятельность в этой области. В комплексной системе управления вопросами ОТОС и социальной деятельности компании описываются средства контроля, которые «Сахалин Энерджи» использует при управлении опасными ситуациями и рисками. Эта система применяется ко всем объектам, проектам и работам «Сахалин Энерджи», в т. ч. проводимым подрядчиками. «Сахалин Энерджи» рассматривает управление этими рисками как критически важную предпосылку успешной работы, поэтому система управления рисками постоянно развивается и оптимизируется.

Система основана на методике «планирование — исполнение — проверка — принятие мер» стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

Обязательства, принятые компанией по результатам оценки воздействия на окружающую среду, здоровье и социальную сферу, выполненной перед началом строительных работ второго этапа проекта, включены в План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности (далее — план), разработка которого являлась обязательным условием предоставления кредита на реализацию второго этапа проекта «Сахалин-2».

План разработан в соответствии с российским законодательством и международными стандартами, включая политики и директивы Всемирного банка, стандарты Международной финансовой корпорации и др. Он описывает систему управления вопросами ОТОС и социальной деятельности, предоставляет полную информацию о мерах минимизации негативного воздействия, мониторинге, мероприятиях в экологической и социальной областях, а также включает все внутренние и внешние стандарты, регламентирующие деятельность компании в социальной сфере и ОТОС. План согласован с кредиторами проекта. В 2014 году утверждена и в 2015 году опубликована четвертая редакция документа.

План размещен на интернет-сайте компании (на русском и английском языках), а также в информационных центрах компании и в библиотеках населенных пунктов, вблизи которых находятся объекты «Сахалин Энерджи». Часть материалов доступна на японском языке для заинтересованных сторон в Японии. Выполнение плана регулярно контролируется компанией, кредиторами и их консультантами, результаты проверок публикуются на интернет-сайте компании (www.sakhalinenergy.ru).

Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности

Методика «планирование — исполнение — проверка — принятие мер» применяется для того, чтобы:

  • определять цели и устанавливать процедуры, необходимые для достижения показателей в соответствии с Обязательствами и политикой в сфере ОТОС и социальной деятельности. Это предполагает определение правовых и других требований, выявление проблем, рисков и оценку воздействия, определение элементов управления, а также разработку годовых планов совершенствования работы;
  • внедрять процедуры, определяющие процессы организации обучения и повышения квалификации, управления деятельностью подрядчиков, участия и взаимодействия, управления изменениями, реагирования на чрезвычайные ситуации, а также оперативного контроля гигиены труда, личной безопасности, целостности объектов и производственной безопасности. Процедуры освещают вопросы организации транспорта, охраны окружающей среды и социальной деятельности, в т. ч. связанные с жизнедеятельностью населения, культурным наследием, отводом земель, переселением и оказанием дополнительной помощи, проведением общественных консультаций и информационных кампаний, рассмотрением жалоб; с социальными инвестициями;
  • контролировать и оценивать эффективность деятельности в соответствии с поставленными задачами, правовыми и другими требованиями, а также представлять отчеты о результатах, происшествиях и несоответствиях; принимать корректирующие и превентивные меры; проводить аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности на объектах компании и в функциональных подразделениях;
  • регулярно проводить обзор системы управления и способствовать постоянной оптимизации работы в сфере ОТОС и социальной деятельности.

В структуру управления ОТОС и социальной деятельности в «Сахалин Энерджи» входит комитет по управлению вопросами ОТОС, в ведении которого находится комплексный контроль этой сферы. Возглавляет комитет главный исполнительный директор компании. Ему подчиняется начальник департамента ОТОС, отвечающий за вопросы разработки, внедрения, функционирования и мониторинга системы управления. В структурных и функциональных подразделениях компании организованы группы ОТОС для обеспечения реализации обязательств в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и труда.

3.5.2 Оценка воздействия

Обязательство компании проводить оценку воздействия до начала реализации каждого нового крупного проекта или значительной модификации существующих объектов отвечает принципу должной предусмотрительности, который лежит в основе всех процессов управления рисками.

Оценка воздействия — это процесс прогнозирования и управления влиянием предстоящей проектной деятельности посредством совершенствования проектных решений, реализации мер по минимизации негативного влияния и увеличению пользы от деятельности компании.

«Сахалин Энерджи» стремится исключить или уменьшить воздействие до минимально возможного уровня либо компенсировать его путем осуществления соответствующих мероприятий. В отношении выявленных потенциально негативных воздействий последовательно разрабатываются и осуществляются меры:

  • профилактики;
  • предотвращения;
  • уменьшения;
  • компенсации;
  • снижения вероятности возникновения с учетом опыта.

Неотъемлемой частью любой оценки воздействия, проводимой компанией, являются консультации с заинтересованными сторонами c целью информирования о планируемой деятельности, выявления обеспокоенности, учета мнений заинтересованных сторон и обсуждения возможных мер управления воздействием.

Этапы проведения оценки воздействия



Результаты предыдущих оценок экологического и социального воздействия (в т. ч. комплексных или стратегических экологических оценок и необходимых дополнительных и специальных исследований) учтены в стандартах компании, а ее текущая деятельность основывается на соответствующих планах и программах. Результаты оценок воздействия публикуются на интернет-сайте компании и учитываются в планах по управлению воздействием компании и соответствующих подрядных организаций. Адекватность и полнота их проведения контролируются государственными органами и кредиторами проекта.

В 2017 году компания (с привлечением подрядчика) продолжала разработку проектной документации, включая комплексную оценку воздействия в соответствии с международными и российскими требованиями, по проекту строительства третьей технологической линии завода СПГ (см. раздел 4.2.2.3 «Проект строительства третьей технологической линии завода СПГ»).


В 2017 году в соответствии с российским законодательством завершена оценка воздействия на окружающую среду строительства временного причального сооружения в районе Лунского залива, планируемого в рамках проекта дожимной компрессорной станции ОБТК (см. раздел 4.2.2.1 «Проект дожимной компрессорной станции ОБТК»). Соответствующие общественные слушания были проведены в пгт Ноглики и с. Ныш, отчет о результатах оценки воздействия доступен на интернет-сайте компании.


В апреле 2017 года в г. Корсакове состоялись общественные слушания по проектной документации «Реконструкция завода СПГ. Проект «Сахалин-2». Причал отгрузки СПГ», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ. Материалы и протокол слушаний опубликованы на интернет-сайте компании.


В октябре 2017 года Главгосэкспертиза России согласовала проект модернизации газотранспортной системы в рамках проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ.

3.5.3 Проверка и аудит

Начиная с 2005 г. для контроля всех элементов интегрированной системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в соответствии с утвержденными годовыми планами проводятся внешние и внутренние проверки и аудиты. Внешний аудит осуществляют представители акционеров и кредиторов компании, внешние сертифицирующие органы и т. д. Для проведения внутреннего аудита привлекаются специально обученные аудиторы — квалифицированные сотрудники компании и специалисты компаний-акционеров. В 2017 г. было проведено шесть аудитов системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности, в том числе пять внешних и один внутренний (см. таблицу «Проверки и аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в 2017 году»).

Проверки и аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной
деятельности в 2017 году
Уровень аудита Количество аудитов Содержание
Контроль выполнения стандартов в области ОТОС и социальной деятельности, осуществляемый представителем кредиторов — независимым консультантом по экологическим вопросам*
Надзорный аудит на соответствие стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001
Внешний 5 Аудит авиационных операций (вертолеты и чартеры) при участии аудиторов Shell
Мониторинг выполнения Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области — независимым экспертом в рамках внешнего мониторинга реализации данного плана*
Независимая оценка программ/проектов социальных инвестиций / устойчивого развития (СИ/УР)
Внутренний 1 Аудит системы ОТОС и СД в области водолазных операций

* Отчеты опубликованы на официальном сайте компании (www.sakhalinenergy.ru).

Получить word файл