7. Управление экономическим воздействием

7.1. Значение проекта «Сахалин-2» для Российской Федерации и Сахалинской области

Российская Федерация и Сахалинская область получают многочисленные выгоды от реализации проекта «Сахалин-2».

  • За время реализации проекта поступления в адрес Российской Федерации от деятельности «Сахалин Энерджи» составили 22,6 млрд долл. США, в т. ч. в бюджет Сахалинской области перечислено приблизительно 9 млрд долл. США.
  • Стоимость контрактов с российскими предприятиями и организациями составила 25 млрд долл. США.
  • Россия получила опыт управления реализацией сложных высокотехнологичных проектов в удаленных районах и субарктических условиях.
  • Осуществлена масштабная модернизация инфраструктуры острова Сахалин (на эти цели компания направила более 600 млн долл. США).
  • Выросли уровень занятости населения (как прямой, так и косвенной) и уровень квалификации рабочей силы.
  • Вырос уровень жизни и доходов населения.
  • Сахалинские компании приняли активное участие в реализации проекта «Сахалин-2» в качестве подрядчиков и субподрядчиков; многократно повысились их потенциал и конкурентоспособность.
  • На территории области реализовано множество социальных и общественных инициатив при поддержке компании.

По итогам 2017 г., согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), выручка «Сахалин Энерджи»
составила 5 401 млн долл. США, прибыль — 1 503 млн долл. США.

7.2. Финансовые поступления в пользу Российской Федерации и Сахалинской области

«Сахалин Энерджи» подписала Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП) с Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области в 1994 году. СРП представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством, позволяющий инвестору осуществлять широкомасштабные, долгосрочные и несущие в себе риски инвестиции при стабильности налогового режима.

Раздел продукции между компанией и государством начинается после того, как инвестор возместит свои затраты (при этом конкретные доли каждой стороны не являются фиксированными и зависят от рентабельности проекта). СРП также предусматривает выплату компанией налога на прибыль, ставка которого, по условиям СРП, превышает действующую в настоящее время в России ставку налога на прибыль для налогоплательщиков, не находящихся под режимом СРП.

Согласно СРП государство, оставляя за собой право собственности на месторождения, предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор, принимая на себя обязательство вести эту разработку своими силами и на свой риск, вкладывает необходимые средства в разведку и разработку этих месторождений.

В соответствии с СРП раздел продукции заменяет взимание ряда налогов, сборов и пошлин. Это означает, что вместо ряда налогов (в т. ч. налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество и др.) и сборов «Сахалин Энерджи» с начала добычи осуществляет распределение углеводородов в форме роялти, а после начала раздела продукции — в форме доли прибыльной продукции. Поступления в пользу российской стороны включают уплачиваемый компанией налог на прибыль и ряд обязательных платежей, взносов и сборов. Кроме того, российская сторона получает доходы по акции класса R (специальная привилегированная акция, дающая право на получение дивидендов).

Всего за отчетный год «Сахалин Энерджи» направила Российской Федерации 1,8 млрд долл. США (в натуральной и денежной формах).

Сумма выполненных обязательств по роялти (предусмотренная к исполнению в денежной и натуральной формах) составила 377 млн долл. США.

Доля российской стороны в прибыльной продукции составила 474 млн долл. США. Помимо этого в 2017 г. был перечислен налог на прибыль по итогам 2016 финансового года в размере 860 млн долл. США.

В 2018 г. по итогам 2017 г. в бюджет будет перечислен налог на прибыль в сумме около 1,2 млрд долл. США.

С учетом поступлений от проекта в 2017 году общая сумма средств, направленных российской стороне за все время реализации проекта (1995–2017), составила 22,6 млрд долл. США.


Общая сумма поступлений российской стороне от «Сахалин Энерджи» в рамках проекта в 1995–2017 годах, млн долл. США

1995–2014 2015 2016 2017
13 623 5 188 2 022 1 768

Налоги и другие обязательные платежи, поступившие в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты от «Сахалин Энерджи» в рамках проекта «Сахалин-2» в 1995–2017 годах, млн долл. США

1995–2014 2015 2016 2017
4 300 2 411 1 281 918
7.3. Российское участие

Российское участие — это использование в работах проекта российской рабочей силы, оборудования и услуг. В соответствии с СРП российское участие определяется объемами трудозатрат (в человеко-часах), а также материалов и оборудования (в весовом отношении), поставляемых российскими юридическими и физическими лицами. «Сахалин Энерджи» стремится к достижению российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта. В 2017 г. по этим показателям компания достигла уровня 87% по объемам трудозатрат и 98% по количеству использованных материалов и оборудования.

Лауреат национальной премии в области импортозамещения

«Сахалин Энерджи» стала лауреатом национальной премии в области импортозамещения «Приоритет-2017» в номинации «Нефтегазовая промышленность».

«Приоритет» — это ежегодный конкурс, организованный для поддержки и поощрения производителей в сфере конкурентного замещения товаров и услуг. Конкурс проходит при поддержке профильных министерств и ведомств РФ (Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство энергетики, Министерство связи и массовых коммуникаций), общественных организаций (РСПП, ТППРФ, «Деловая Россия») и ФАС РФ. Премия стала первой и остается единственной в России авторитетной наградой лучшим предприятиям страны, достигшим наибольших успехов в области импортозамещения. За три года существования премии в конкурсе приняло участие около 1000 компаний, 443 из которых стали ее номинантами, 137 — лауреатами.


«Сахалин Энерджи» определила основные направления и инструменты увеличения российского участия и изложила их в Политике российского участия и в Стратегии по развитию российского участия. Основное внимание компании в этой сфере направлено на долгосрочное планирование потребностей в материально-техническом снабжении и подрядных работах, своевременное определение возможностей развития российского участия, а также предоставление целенаправленной помощи российским компаниям для повышения их конкурентоспособности, для развития рабочей силы и поставщиков.

Общая стоимость контрактов, присужденных российским компаниям с начала реализации проекта, к концу 2017 года составила 25,8 млрд долл. США. Стоимость новых контрактов и изменений в действующих контрактах с российскими организациями в 2017 году составила 830,9 млн долл. США, или 67% общей стоимости всех контрактов компании.

Примеры контрактов, заключенных в 2017 году с российскими предприятиями:

  • СП ООО «Сахалин Шельф Сервис» на поставку базового масла;
  • ПАО ТМК на поставку трубной продукции нефтяного сортамента класса премиум и аксессуаров;
  • АО «СОГАЗ» на предоставление услуг добровольного медицинского страхования (ДМС);
  • АО «Авиакомпания Аврора» на предоставление тайм-чартера в сфере воздушных перевозок;
  • АО «Борхиммаш» на проектирование, изготовление и поставку аппаратов воздушного охлаждения (АВО) и предоставление сопутствующих услуг в рамках проекта дожимной компрессорной станции ОБТК.

Участвуя в проекте, российские компании получают уникальные возможности для модернизации основных средств, внедрения передовых технологий и мировых стандартов качества, охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Это повышает их конкурентоспособность на российском и международном рынках.

«Сахалин Энерджи» изучает возможности расширения привлечения сахалинских компаний. Для этого осуществляется взаимодействие с Правительством Сахалинской области, ведется обмен информацией. В частности, планируется включение сахалинских компаний в Программу предквалификационных аудитов в 2018 году.

7.4. Управление материально-техническим снабжением и подрядными работами

Компания уделяет особое внимание эффективному управлению материально-техническим снабжением (МТС) и подрядными работами.

Основополагающим документом в области управления МТС и подрядными работами является Политика в области организации материально-технического обеспечения и подрядных работ (далее — политика). Применение указанной политики обязательно для всех сотрудников компании, ее контрагентов, но прежде всего для персонала, который непосредственно участвует в управлении поставками. Политика применяется в отношении любых операций, связанных с расходованием средств компании на приобретение материально-технических ресурсов, услуг и работ.

Начальник управления МТС и подрядных работ отвечает за наличие соответствующих условий в типовых договорах, эффективное внедрение этих условий в процессы организации снабжения и обеспечение контроля, предусмотренного политикой и иными документами, принятыми на ее основе.

«Сахалин Энерджи» придерживается следующих принципов управления МТС и организации подрядных работ:

  • безопасность — непричинение вреда людям, окружающей среде и имуществу, соблюдение подрядчиками требований компании в области обеспечения безопасности;
  • создание дополнительной ценности от управления поставками — максимизация ценности, получение экономического эффекта и долгосрочной коммерческой выгоды;
  • неприемлемость получения личной выгоды, взяточничества и коррупции при совершении любых операций в цепях поставок в соответствии с принципом прозрачности поставок;
  • обеспечение конкуренции — через проведение открытых конкурсов на рынке;
  • российское участие — максимизация российского участия и развитие российских поставщиков и подрядчиков;
  • соблюдение прав и свобод человека — обеспечение уважения, соблюдения и продвижения контрагентами основных прав и свобод;
  • устойчивое развитие — обеспечение устойчивого развития при выборе контрагентов и принятии решений при управлении цепями поставок.

В политике перечислены меры и правила для обеспечения этих принципов.

В марте 2017 года компания приняла участие в ежегодной конференции «Снабжение в нефтегазовом комплексе», или «Нефтегазснаб-2017», в рамках которой провела круглый стол «Расширение связей с российскими поставщиками оборудования и материалов для нефтегазового сектора». Представители «Сахалин Энерджи» подробно рассказали об организации закупочной деятельности компании, процессах оплаты и приемки поставленной продукции, этапах тендера и заключения контракта с поставщиками. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия с российскими поставщиками материалов и оборудования. Были также рассмотрены вопросы импортозамещения и возможности участия отечественных поставщиков в проекте «Сахалин-2».

В соответствии с вышеперечисленными принципами организован следующий процесс размещения и управления договорами.

Формирование списка квалифицированных поставщиков (для определенных объемов ресурсов и услуг, а также индивидуальных тендерных объемов):

Проведение тендеров на закупку материально-технических ресурсов или оказание услуг:

  • при наличии достаточного рыночного потенциала предпочтительно заключение договора по результатам конкурса (тендера);
  • рассылка приглашений для участия в конкурсе (тендере), обеспечение пояснительной информации;
  • получение конкурсных (тендерных) предложений;
  • проведение технической оценки тендерных предложений (включая вопросы охраны труда, окружающей среды, техники безопасности и др.);
  • проведение коммерческой оценки тендерных предложений.

Заключение договоров:

  • по завершении всех этапов тендерного процесса компания присуждает контракт на условиях, указанных в тендерном приглашении.

Управление договорами:

  • в ходе исполнения договоров компания контролирует деятельность подрядчиков посредством мониторинга согласованных ключевых показателей эффективности (КПЭ) и проведения встреч для рассмотрения деятельности подрядчика;
  • компания проводит разъяснительную работу и знакомит подрядчиков с требованиями (в т. ч. в отношении ОТОСБ и социальной деятельности, противодействия взяточничеству и коррупции, прав человека и др.);
  • проводятся аудиты выполнения подрядных работ.

Требования компании к подрядчикам и поставщикам

«Сахалин Энерджи» уделяет особое внимание выполнению подрядчиками и поставщиками требований компании. Среди них:

Требования в сфере охраны труда, окружающей среды и безопасности (ОТОСБ)

Подрядчик должен:

  • включать соблюдение принципов системы ОТОСБ в оценку деятельности;
  • осуществлять проверки и проводить расследования случаев нарушения правил системы ОТОСБ для того, чтобы гарантировать надлежащее осуществление принятой компанией политики в сфере ОТОСБ;
  • проводить независимую аттестацию системы управления вопросами ОТОСБ на соответствие общепризнанным стандартам;
  • следить за соблюдением подрядчиком аналогичных норм в области ОТОСБ, предоставлять необходимые консультации по данным вопросам и т. д.

Требования к качеству поставляемых материалов, оборудования и услуг

Подрядчик должен:

  • разработать и соблюдать политику в отношении обеспечения качества;
  • указать (разработать) и соблюдать процесс и процедуры контроля качества;
  • указать (разработать) и соблюдать гарантии обеспечения качества.

Требования в отношении российского участия

Требования в отношении российского участия вытекают из заключенного с российской стороной Соглашения о разделе продукции. Измеряемые параметры российского участия касаются веса материалов и оборудования, человеко-часов и их стоимостных эквивалентов.

Требования к тендерному предложению

Тендерное предложение должно наглядно демонстрировать и подтверждать:

  • финансовую устойчивость и платежеспособность компании;
  • соответствующий опыт выполнения работ;
  • высокое качество и надежность предоставляемых услуг и материалов;
  • наличие систем управления и процедур по охране здоровья, труда и окружающей среды;
  • наличие системы и процедуры гарантии качества;
  • наличие ресурсов для соблюдения графика работ и поставок.
7.5. Программа развития поставщиков

На протяжении более чем 10 лет в компании «Сахалин Энерджи» активно реализуется Программа развития поставщиков, основной целью которой является содействие развитию возможностей российского бизнеса и увеличению его участия в проекте «Сахалин-2».

Важным компонентом программы является ее образовательный модуль, в рамках которого на регулярной основе проводятся обучающие семинары по наиболее важным направлениям:

  • охрана труда, окружающей среды и безопасность;
  • система менеджмента качества;
  • навыки участия в тендерах компании «Сахалин Энерджи»;
  • принципы деловой этики.

В 2017 г. в рамках Программы развития поставщиков проведено четыре семинара для потенциальных подрядчиков «Сахалин Энерджи». В них приняли участие 117 представителей 80 российских компаний, в т. ч. 35 сахалинских предприятий.

Информация о Программе развития поставщиков, включая описание направлений программы, требования к участникам, порядок подачи заявок, предварительное расписание с указанием тематики, контактные данные, размещена на интернет-сайте компании.

Помимо учебного модуля, компания проводит мероприятия по целевой поддержке отдельных российских компаний для обеспечения успешного прохождения ими технической квалификации, по результатам которой они могут быть включены в список одобренных поставщиков «Сахалин Энерджи».


Первый совместный семинар

В марте 2017 года впервые прошел совместный семинар с действующим подрядчиком компании — Сахалинским линейным производственным управлением магистральных трубопроводов «Газпром трансгаз Томск». Такое взаимодействие открыло новые возможности для обмена опытом и позволило наглядно продемонстрировать преемственность принципов «Сахалин Энерджи».

В обучающем семинаре приняли участие представители правительства области и 20 сахалинских строительных организаций.

Специалисты «Газпром трансгаз Томск» рассказали об опыте работы на проекте, порядке проведения собственных тендерных процедур и возможностях участия местных подрядных организаций в конкурсах на поставку материалов и услуг.

 

Программа квалификационных аудитов предприятий российской промышленности для проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ

В дополнение к Программе развития поставщиков в 2017 году компания продолжила реализацию Программы квалификационных аудитов российских предприятий с целью формирования перечня российских производителей, технически способных произвести и поставить оборудование и материалы для строительства третьей технологической линии завода СПГ. В течение года инспекционную проверку прошли 41 российское предприятие, за весь период действия программы (2016–2017) ее участниками стали 137 предприятий из числа ведущих российских производителей и поставщиков оборудования и материалов для нефтегазового комплекса. Предприятия, признанные технически пригодными для включения в проект, будут также рассматриваться в качестве поставщиков в рамках операционной деятельности компании, что позволит существенно пополнить перечень отечественных поставщиков проекта «Сахалин-2». Заявки на участие в программе квалификационных аудитов принимаются по адресу: seic-vendor-development-program@sakhalinenergy.ru.

 

Открытый семинар для потенциальных поставщиков товаров и услуг для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»

В сентябре 2017 года в Москве состоялся очередной открытый семинар для потенциальных поставщиков товаров и услуг, организованный компанией совместно с «Эксон Нефтегаз Лимитед» — оператором проекта «Сахалин-1».

Традиционной целью семинара является ознакомление российских поставщиков с деятельностью компаний-операторов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также с требованиями в области ОТОСБ, контроля качества и тендерного процесса. Помимо этого, программа семинара включала в себя проведение информационных сессий по отдельным объемам предстоящих тендеров (водолазные работы; поставки металлоконструкций, промышленных, калибровочных газов и газов высокой степени чистоты; услуги грузоперевозок, неразрушающего контроля и предотвращения коррозии под изоляцией).

Участниками мероприятия стали более 60 представителей 41 российской организации.

Особую значимость и информативность мероприятию придало участие представителей Министерства энергетики РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.

Получить word файл